Ну вот я и добрался Музея-усадьбы Царицыно. Ну скажем так - парк отличный, а вот в сам музей можно и не ходить. Не много потеряете. ---------- А еще, в этот раз, меня попросли написать отзыв об усадьбе, говорят, что нынешний директор музея прислушивается к ним. И это не будет пустым маранием бумаги. Так вот, сегодня я посетил Музей-усадьбу Царицыно, а именно Большой дворец и Хлебный дом. И, к сожалению, был сильно разочарован скудной экспозицией. В моем представлении, Царицыно - это большой и масштабный музей, но это оказалось сильно ошибочным мнением. И если, от усадьбы Кускового, я не ждал чего-то особенного, это был фактически «ночной клуб», куда дворяне/помещики приезжали вечером на балл, а после разъезжались кто куда, то от Царицыно я ожидал, чего-то сравнимого с Петергофом или Версалем, но так не случилось. Плюсы: Начнем с положительных вещей. Парк и территория, что я успел увидеть, даже в зимние время выглядит хорошо. В них уютно находиться и гулять. В том числе, приятно наблюдать и за птицами, которые в зимнее время, очень хорошо оживляют парк. И это - однозначно большой плюс. Также, очень интересной показалась «цифровая диорама» на входе в Большой дворец. Диорама и макет здания показывают, насколько это место продуманно и какую историю в себе несет. Да, тут можно «залипнуть» на несколько минут. Эта диорама сразу задает очень высокую планку и для остальной экспозиции, но дальше смотреть уже фактически нечего. Но об этом чуть позже. Из положительных сторон, стоит отметить, «подземный» холл, что позволило не портить архитектурный и пейзажный ансамбль «техническими» заданиями, что хорошо. Минусы: А вот дальше пойдут минусы, и если уж я буду критиковать, то хочу сразу и предлагать решение проблем. 1) Начнем с маршрута… По идее здание представляет собой два отдельных блока где можно организовать круговое движение и широкими залами-проходами между этими блоками. Вполне себе стандартное расположение дворцов того времени. Так вот, в Царицыно нет замкнутого маршрута по часовой стрелке. Повсюду я вижу таблички «Проход воспрещён» и «служебное помещение». По итогу я прихожу и выхожу через одни и те же залы. Ну или схема настолько запутанная, что я фактически упустил часть музея. Но что-то мне подсказывает, что это не так. Во всех музеях – круговое движение посетителей считается на более удобным для осмотра, и я не вижу проблем сделать тут так же. 2) Облицовка стен. Сейчас всё внутренне убранство закрыто современными панелями. Т.е. фактически нет не исторической кладки, ничего-то такого, что предавало этому месту какой-то «истории». И если в Ельцин-центре такой подход смотреться хорошо, т.к. это не историческое здание. Здесь же это больше навивает какую-то «обиду», что всё историческое «наследие» скрыто ДСП панелями… Если верить Диораме, комплекс сначала строился из кирпича, потом разрушался, потом его красили в белый, потом восстанавливали и т.д и т.п. И такие фрагменты истории, могли быть эмитированы на живой стене. Как и в какое время выглядели стены комплекса. А сейчас всё закрыто современными отделочными материалами. Конечно это не относится к двум большим залам, там есть, что сфотографировать, но на этом всё. 3) Экспозиции фактически нет. Куча мест – лекториев со стульями, но я не этого жду, когда вхожу в здание именующие себя «музей». Я насчитал как минимум 2 в большом дворце и еще одно в 1 в «Хлебном доме». И это не считая, закоулков для «рукодельства» детей. В конце коридоров… Да такие места есть в музеях, но не в таком количестве. И даже когда такое место одно на весь музей, оно всегда пустует, а тут их несколько штук. Конечно, такому музею нужны экспонаты и вот их сильно не хватает… Я понимаю, что, исходя из Диорамы, у самого здания нет какой-то истории помещений в нем. Но это не проблема в целом, есть история места и самой персоны Екатерины II. И вот этого я не увидел. Кроме банального – привезите больше экспонатов вещей Екатерины II, хочу предложить следующие: 3.1) Сделайте полноразмерный макет кареты Екатерины II и поставьте её в большом зале на верхнем этаже. Сейчас есть потрясающие скульптуры-макеты лошадей. Карета в таком большом помещении будет сразу привлекать к себе внимание. И это не будет смотреться странно или чудно. Так делают довольно часто. Например, катафалк с лошадьми, который стоит в «Музее погребальной культуры» в Новосибирске. В том же Ельцин-центре есть полноценный троллейбус. Да и в целом авто-музеи располагают экспонаты всегда под крышей, то ничего «странного» в таком расположении кареты не будет. Более того, за отдельную плату в повозке можно будет сфотографироваться молодоженам. Как я понимаю, в Царицыно - часто играют свадьбы, то такую возможность супруги не упустят, а для остальных – это будет просто красивый экспонат. 3.2) Хоть у самого здания и нет истории, но она есть у места. Например, исходя из Диорамы, там были дачные поселки. Так сделайте в одном из помещений экспозицию дачника. Сделайте макет части стены и расположите в нем вещи советской эпохи. И если для старшего поколения – это может смотреться странно, то для детей – это уже тоже история. Такие «помещения в помещении» делают во многих музеях России и мира. Макеты блиндажей в Тульском музей оружия, макеты домов в Краеведческом музее на Байкале или в краеведческом музее Красноярске. За рубежом подобные места есть в Стокгольме, а в Талине есть целый музей советского прошлого, где выставлены товары того времени (молоко в треугольных макетах) и сделан полноразмерный «макет» квартиры того времени. То раз нельзя показать убранство самой усадьбы Царицыно, то сделайте макеты убранства дачников и того, что здесь было во вторую мировую 4) Кафе. Дополнительные продажи – это хорошо, дополнительные продажи – это двигатель торговли. Но, к сожалению, ассортимент в кафе на верхнем этаже не смог меня завлечь. Ответ прост – либо нет привлекательного меню, либо мне о нем не сообщили. Из того, что я увидел – куча видом кофе и сладостей… А, на мой вопрос – есть ли, что-нибудь с мясом? Мне предложили поесть пельменей. Я конечно всё понимаю, но пельменей я и дома могу отварить. На мой взгляд кафе в таком месте должно иметь два направления – первый просто перекусить, а второй – это нормальный полноценный ужин. Т.е. когда я прихожу в кафе официанту хорошо бы задать мне вопрос – Хотите быстро поесть или полноценно отобедать? И тогда если я захочу быстро поесть, то хот-доги, бургеры и всё, что можно быстро закинуть в желудок за 150 рублей – это мой выбор. А вот если я хочу полноценно отобедать, то тут совсем другая игра с другими ценами. Например, рядом с музеем-усадьбой Льва Николаевича Толстого «Ясная поляна», есть в кафе, в котором подают «Купаты по рецепту Софьи Толстой». Я не знаю правда ли они по рецепту или купленные рядом в магазине – но это сразу вызывает аппетит и хочется попробовать съесть их. Здесь в Царицыно, думаю тоже можно «отрыть» какой-нибудь интересный рецепт. Более того не так давно в сети ресторанов «Теремок» подавались вкуснейшие блины с уткой. Готовятся быстро и стоят относительно доступно. И такое блюдо, мне интересно попробовать в таком месте. 4.1.) Ну и конечно, нужен отдельный вход в ресторан. Его вполне можно расположить в Хлебном доме. Кухня на вернее кафе и на ресторан может быть одна. А вот над доставкой блюд нужно конечно подумать. Возможно будет удобней проводить гостей в ресторан, а не таскать еду наверх. Но именно проводить, а не посылать их самим его искать. Надеюсь вы прочитали этот отзыв-пожелание до конца и, самое главное, сочли его полезным.

Теги других блогов: усадьба музей Царицыно